Блог Михаила Пономарёва
Реформирование гражданского законодательства - угроза или польза обществу? Часть 1.
09.02.201218:0009.02.2012 18:00:26
Итак, свершилось! Слухи о грядущем системном реформировании гражданского законодательства, которые уже достаточно длительное время распространялись в юридическом сообществе, наконец-то получили свое документальное подтверждение в виде проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Первое знакомство с законопроектом объемом 461 стр., в котором предлагаются новые редакции уже вполне устоявшихся положений гражданского законодательства, уже внушило определенное недоверие. Стремление реформировать фундаментальные основы "экономической Конституции", что может привести к серьезным последствиям, следует тщательно взвесить и оценить на самом высоком государственном уровне.
Помимо ряда вопросов, касающихся корпоративных отношений, законопроектом по-новому регулируются и отношения в сфере возникновения, установления, закрепления, защиты и прекращения вещных прав на недвижимое имущество, включая земельные участки и иные природные ресурсы.
Законопроектом вводятся новые вещные права на земельные участки, которые входят в противоречия с правами, закрепленными в настоящее время действующим Земельным кодексом РФ. К таким правам относятся:
- право постоянного землевладения;
- право застройки;
- сервитут;
- право личного пользовладения;
- ипотека;
- право приобретения чужой недвижимой вещи;
- право вещной выдачи;
- право оперативного управления;
- право ограниченного владения чужим земельным участком.
Законопроектом также закрепляется новая редакция главы о праве собственности на земельные участки и иные природные объекты. Также регулируются спорные вопросы, связанные с определением прав собственников помещений на земельный участок под зданием. Об этих и других изменениях и пойдет речь в этом блоге.
Первое знакомство с законопроектом объемом 461 стр., в котором предлагаются новые редакции уже вполне устоявшихся положений гражданского законодательства, уже внушило определенное недоверие. Стремление реформировать фундаментальные основы "экономической Конституции", что может привести к серьезным последствиям, следует тщательно взвесить и оценить на самом высоком государственном уровне.
Помимо ряда вопросов, касающихся корпоративных отношений, законопроектом по-новому регулируются и отношения в сфере возникновения, установления, закрепления, защиты и прекращения вещных прав на недвижимое имущество, включая земельные участки и иные природные ресурсы.
Законопроектом вводятся новые вещные права на земельные участки, которые входят в противоречия с правами, закрепленными в настоящее время действующим Земельным кодексом РФ. К таким правам относятся:
- право постоянного землевладения;
- право застройки;
- сервитут;
- право личного пользовладения;
- ипотека;
- право приобретения чужой недвижимой вещи;
- право вещной выдачи;
- право оперативного управления;
- право ограниченного владения чужим земельным участком.
Законопроектом также закрепляется новая редакция главы о праве собственности на земельные участки и иные природные объекты. Также регулируются спорные вопросы, связанные с определением прав собственников помещений на земельный участок под зданием. Об этих и других изменениях и пойдет речь в этом блоге.
Минприроды подготовлен новый законопроект об экологическом аудите
02.02.201218:4902.02.2012 18:49:00
Министерством природных ресурсов и экологии РФ подготовлен проект федерального закона "Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты". В настоящее время законопроект проходит антикоррупционную экспертизу и в ближайшее время, видимо, будет внесен в Правительство РФ.
Это очередная попытка законодательно урегулировать отношения в сфере экологического аудита, которые сейчас в Российской Федерации фактически находятся вне правового поля. Как известно, помимо законодательного определения понятия "экологическйи аудит", закрепленного ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и ряда международных стандартов, отношения в данной сфере в Российской Федерации не урегулированы практически никак.
Конечно, в целом закон об экологическом аудите очень ожидаем всем заинтересованным сообществом профессиональных экологов. Наконец-то эколого-аудиторская деятельность будет надлежащим образом
Однако в этой связи у профессионального сообщества возникает несколько вполне закономерных вопросов.
1. В какой форме должны быть урегулированы отношения в сфере экологического аудита - в форме специального Федерального закона, или нормы об экологическом аудите должны быть включены в ряд законодательных актов (например, в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и ряд иных)?
2. Какие подходы должны быть применены к сфере экологического аудита - государственное регулирование или все же к данной сфере может быть применена предлагаемые законопроектом форма саморегулирования?
3. В законопроекте, разработанном Минприроды не нашли своего должного отражения процедурные моменты, касающиеся порядка проведения экологического аудита, которые, по мнению разработчиков, должны быть урегулированы в федеральных стандартах и стандартах организаций. Таким образом, закон не содержит норм прямого действия, но и принятие = необходимых подзаконных актов тоже не планируется.
4.
Это очередная попытка законодательно урегулировать отношения в сфере экологического аудита, которые сейчас в Российской Федерации фактически находятся вне правового поля. Как известно, помимо законодательного определения понятия "экологическйи аудит", закрепленного ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и ряда международных стандартов, отношения в данной сфере в Российской Федерации не урегулированы практически никак.
Конечно, в целом закон об экологическом аудите очень ожидаем всем заинтересованным сообществом профессиональных экологов. Наконец-то эколого-аудиторская деятельность будет надлежащим образом
Однако в этой связи у профессионального сообщества возникает несколько вполне закономерных вопросов.
1. В какой форме должны быть урегулированы отношения в сфере экологического аудита - в форме специального Федерального закона, или нормы об экологическом аудите должны быть включены в ряд законодательных актов (например, в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и ряд иных)?
2. Какие подходы должны быть применены к сфере экологического аудита - государственное регулирование или все же к данной сфере может быть применена предлагаемые законопроектом форма саморегулирования?
3. В законопроекте, разработанном Минприроды не нашли своего должного отражения процедурные моменты, касающиеся порядка проведения экологического аудита, которые, по мнению разработчиков, должны быть урегулированы в федеральных стандартах и стандартах организаций. Таким образом, закон не содержит норм прямого действия, но и принятие = необходимых подзаконных актов тоже не планируется.
4.
Совет Федерации утвердил Соглашение Москвы и Московской областью об изменении границ. Каковы последствия?
29.12.201115:2129.12.2011 15:21:13
27 декабря Совет Федерации наконец-то утвердил Соглашение между Москвой и Московской областью об изменении границ - теперь Москва станет больше в 2,5 раза - в ее границы будут включены более 148 тыс. 864 га новых территорий - 21 муниципальное образование, в том числе, 2 городских округа 19 городских и сельских поселений - площадь Москвы увеличилась за счет территорий Московской области, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а новые земли столицы на юге будут граничить с Калужской областью, к территории Москвы отходят Климовск, Троицк, Щербинка и ряд других населенных пунктов.
7 декабря 2011 года соотвествующее Соглашение, подписанное мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором МО Борисом Громовым еще 29 ноября, было утверждено депутатами Московской городской думы и депутатами Московской областной думы и после утверждения Советом Федерации 27 декабря данное Соглашение официально вступает в силу.
Официально границы между субъектами РФ изменяются уже с 1 июля 2012 года.
Каким образом это повлияет на развитие рынка земли и недвижимости в Москве и Московской области? Правительство Москвы планирует построить на присоединенной территории 60 млн кв. м жилья и 45 млн кв. м коммерческой недвижимости, перенести на нее часть федеральных государственных учреждений, находящихся сейчас в центре Москвы, таким образом частично разгрузить центр Москвы, отчасти решить сложную дорожно-транспортную ситуацию и т.п. Запланированные Правительством Москвы масштабы строительства, включая и размещение многочисленных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, на наш взгляд, предполагают необходимость изъятия больших площадей для государственных нужд, что, в свою очередь, может повлечь серьезные правовые последствия, связанные с обеспечением собственниками изымаемых земельных участков своих интересов в ходе такого изъятия.
Вместе с тем, насколько известно, процедура изменения границ субъектов Россйской Федерации, закрепленная действующим законодательством, не предусматривает необходимости учета мнения местного населения (например, в форме референдумов, публичных слушаний, проводимых на уровне соответствующих субъектов РФ), и мероприятий по выявлению и учету общественного мнения относительно изменения границ Москвы и Московской области проведено не было.
7 декабря 2011 года соотвествующее Соглашение, подписанное мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором МО Борисом Громовым еще 29 ноября, было утверждено депутатами Московской городской думы и депутатами Московской областной думы и после утверждения Советом Федерации 27 декабря данное Соглашение официально вступает в силу.
Официально границы между субъектами РФ изменяются уже с 1 июля 2012 года.
Каким образом это повлияет на развитие рынка земли и недвижимости в Москве и Московской области? Правительство Москвы планирует построить на присоединенной территории 60 млн кв. м жилья и 45 млн кв. м коммерческой недвижимости, перенести на нее часть федеральных государственных учреждений, находящихся сейчас в центре Москвы, таким образом частично разгрузить центр Москвы, отчасти решить сложную дорожно-транспортную ситуацию и т.п. Запланированные Правительством Москвы масштабы строительства, включая и размещение многочисленных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, на наш взгляд, предполагают необходимость изъятия больших площадей для государственных нужд, что, в свою очередь, может повлечь серьезные правовые последствия, связанные с обеспечением собственниками изымаемых земельных участков своих интересов в ходе такого изъятия.
Вместе с тем, насколько известно, процедура изменения границ субъектов Россйской Федерации, закрепленная действующим законодательством, не предусматривает необходимости учета мнения местного населения (например, в форме референдумов, публичных слушаний, проводимых на уровне соответствующих субъектов РФ), и мероприятий по выявлению и учету общественного мнения относительно изменения границ Москвы и Московской области проведено не было.
Приняты Федеральные законы, вносящие ряд изменений в Земельный кодекс РФ и ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
15.12.201117:5215.12.2011 17:52:42
Окончательное решение волнующего многих вопроса переоформления прав на землю, в особенности, переоформления права постоянного (бессрочного) пользования юридических лиц на земельные участки, было вновь отложено - 12 декабря Президентом РФ был подписан и вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный Федеральный закон продлил до 1 июля 2012 года возможность переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения участков в собственность и продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках, в прежнем порядке.
12 декабря также был принят Федеральный закон "О внесении изменения в статью 93 Земельного кодекса Российской Федерации", который уточнил правовой режим запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель на землях обороны и безопасности.
Данный Федеральный закон продлил до 1 июля 2012 года возможность переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения участков в собственность и продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках, в прежнем порядке.
12 декабря также был принят Федеральный закон "О внесении изменения в статью 93 Земельного кодекса Российской Федерации", который уточнил правовой режим запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель на землях обороны и безопасности.
Новые изменения земельного законодательства, связанные с особенностями переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
18.11.201117:3518.11.2011 17:35:23
18.11.2011
Новые изменения земельного законодательства, связанные с особенностями переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
Изменениями, внесенными ФЗ от 18 июля 2011 г. № 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в ч. 2.2. ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" было закреплено правило, согласно которому с 1 января 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по льготной цене в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, либо если такие земельные участки образованы из них.
Приглашаю к обсуждению.
Новые изменения земельного законодательства, связанные с особенностями переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
Изменениями, внесенными ФЗ от 18 июля 2011 г. № 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в ч. 2.2. ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" было закреплено правило, согласно которому с 1 января 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по льготной цене в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, либо если такие земельные участки образованы из них.
Приглашаю к обсуждению.
О Группе компаний «ЭПИ-Центр»
02.11.201112:5702.11.2011 12:57:38
Группа компаний «ЭПИ-Центр» объединяет две юридические компании, имеющие совершенно различные задачи на рынке юридических услуг. Наши компании связывает единая цель – исследование правовых проблем, правовое просвещение и помощь нашим клиентам в решении сложных правовых вопросов.
